Масленица приходится как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы становится все ощутимее: стоят оттепели, с крыш течет капель, день подрастает все заметнее. Во мраке веков этот праздник и возник в виде тризны по умершей зиме-стуже и радостных игрищ в ознаменование возрождения светлого божества плодородия земли — весёлой раскрасавицы Лады. И шла красавица, озаряя Русь своим разгульным весельем, шла-ехала на поиски дремавшего где-нибудь в глубоких снегах своего возлюбленного Леля (божество, связанное благотворной для земли деятельностью с месяцем маем). Богатое воображение народа окружало красавицу Ладу веселыми и добрыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения. Шли за веками века, и мало-помалу красавица-богиня, вестница весны и любви Лада превратилась в Масленицу.
Языческая тризна по ненавистной зиме-Моране была вместе с тем и тризной по всем «прежде почившим». Масленая неделя связана и теперь, до некоторой степени, с поминовением родителей, что особенно ярко выражается в обычае печь в это время блины, являющиеся необходимой принадлежностью поминок. «Первая оттепель — вздохнули родители», — говаривал народ и готовился к встрече Лады — Масленицы. С приготовлением блинов на Масленицу связаны не изгладившиеся из памяти народной поверья.
Так, в некоторых местностях первый испеченный масленичный блин распологают на слуховое окно — «для родителей». Старые люди так и приговаривают, соблюдая обычай: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок».
В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Начинали-починали ее ребята. С первым проблеском зорьки в понедельник высыпали они толпой строить снежные горы. Краснее всех из них говоривший заранее выучивал со слов старой бабки «причет к широкой боярыне»: «Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться.
К концу причета блины начинали плясать в горшке с опарой, просясь на сковороды, а там и к православным в рот.
Встреча — в понедельник.
Вторник звался заигрышами, в этот день начинали собираться масленичные игрища. Улицы оживлялись толпами бродячих скоморохов, в изобилии чествуемых за свою потеху веселую блинами маслеными со всяким припеком, пивом да брагой. Недаром сложилось присловье старое: «Масленица-блинница — скоморошья радельница!» За скоморошьей потехой выходила утеха гуслярная в образе старцев-гусляров, сказителей и песноладцев. Устраивались-становились качели — «девичья потеха», воздвигались снежные городки. Эти городки олицетворяли собой приют чудища-зимы и в субботу на масленой неделе разбивались, для чего играющие разделялись на две партии — осаждаемых и осаждающих — и вели войну, кончавшуюся разгромом городка.
Наставала масленая середа. В этот день люд честной после разудалых заигрышей начинал вовсю лакомиться масленичными яствами: оттого-то и звалась эта середа лакомкой.
В четверг повсеместно «запивались блины» — шел самый широкий разгул, откуда и названия этого дня «разгуляй-четверток» или «широкий четверг».
Пятница слыла, да и теперь слывет под именем «тещин вечерок»: в этот день полагается зятьям навещать тещ.
Суббота называется «золовкины посиделки» (невестки зовут к себе в гости золовок). Эти два дня посвящены в народе походам по родственникам.
Воскресенье, последний день Масленицы, носит несколько имен: проводы, прощание, целовник и прощеный день; в этот день в обычае было ездить отдаривать кума с кумой.
Целую неделю пела-плясала,, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала крещеная матушка-Русь, с гор каталась, в блинах валялась, в масле купалась. Но, «не всё же коту масленица»: восьмой день — это проводы. На проводах сжигалась зима-Морана. За околицы деревень и сел, за городские заставы вывозили-выносили безобразное чучело чудища, и, возложив на соломенный костер, сжигали под песни молодежи, делавших на месте казни поминальное чучело. Были местности, где сжигалось не чучело, а расписанное изображениями «темной силы» колесо; в иных ставили при дороге шесты с навязанными на них пучками соломы и поджигали. Предавалась пламени и ледяная гора, заваленная хворостом и соломой.
Справив все эти предписанные суеверной стариной обряды, народ расходился по домам. Здесь начиналось «прощание». Просили прощения и обоюдно прощали друг друга родные, знакомые и все первые встречные. Прощеное воскресенье (а в этот день и заговенье на Великий Пост) соединяло в себе еще и поминки по родителям.
Народные приметы устами старых, знающих людей гласят, что если в воскресенье перед масленой неделей будет ненастье, то надо летом ждать большого урожая грибов. «Какой день на масленой неделе ясный и теплый, в тот сей (по весне) и пшеницу». Это советует деревенский опыт, не изменяющий своим обязанностям даже во время широкой, веселой, семь дней потешающейся Масленицы.