"Хоть себя заложить - а масленицу проводить!"
Ни один праздник не имел столько эпитетов, сколько их есть у масленицы. Ее называли не только широкой, но и широкорожей, пьяницей, объедухой, блиноедкой, ерзовкой, разорительницей и обманщицей.
Началом масленицы считалось воскресенье (10 марта 2013) - мясное заговенье, когда в последний раз ели мясо. В этот день собирались на семейные обеды, и тесть по традиции приглашал зятьев "доедать барана". Проезжавших по дороге в этот день спрашивали: "Везешь ли Масленицу?" Осмелившихся ответить "Нет" закидывали лаптями.
Одно из главных угощений на Масленице это блины. Блины выпекались и поедались в огромных количествах. Каждому дню масленичной недели присваивались определенные обряды.
"Не житье, а масленица!"
Понедельник - это встреча Масленицы. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. В зажиточных семьях начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин души. Опару – закваску для блинов – стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды.
Вторник - это заигрыши. Парни приглашали девушек кататься с ледяных гор, устраивали розыгрыши и "курьезы". Героями дня были молодожены, которых каждый норовил вывалять в сугробе или заставить принародно целоваться. Доставалось на масленичной неделе и холостякам. В наказание за свободную жизнь девушки привязывали к спинам неженатых парней колоды. Откупиться от такого украшения и откровенных насмешек можно было лишь блинами да конфетами.
Среда - Молодые супруги обязательно навещали родителей - отсюда и пошло выражение "к теще на блины". Для зятьев, которых в старину могло быть пять, а то и десять, теща устраивала настоящий пир. Не случайно родилась поговорка: "У тещи для зятя и ступа доит". Неуважение зятя к сему обычаю считалось оскорбительным и сеяло порой многолетнюю вражду, воспетую в многочисленных присловьях и прибаутках.
C четверга, именуемого широким, начинался масленичный разгул. По улицам разгуливали ряженые: "медведи", "козы", мужики, переодетые "бабами"… Дело доходило до того, что даже лошадей рядили в мужские порты - их натягивали на передние, а иногда и на задние ноги. Красивое зрелище представлял масленичный поезд, состоявший из десятков саней. Выезд сопровождался несмолкаемым перезвоном поддужных колокольчиков. Центральной фигурой такого поезда оказывалась сама Масленица - соломенная кукла, наряженная в кафтан и лапти.
В пятницу, на тещины вечерки, родители наносили ответный визит "новоженам". Чтобы молодая хозяйка не осрамилась в первую самостоятельную свою масленицу, накануне приема гостей мать приходила "учить ее уму-разуму", высылая вперед весь блинный снаряд - таган, сковороды, половник, мешок муки и коровье масло.
В субботу череду родственных визитов завершали золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в дом сестер мужа и каждой обязана была подарить подарок. Молодые парни тем временем с азартом штурмовали снежные крепости и сходились стенка на стенку в кулачных боях.
А воскресенье именовалось - прощеным днем.
В нашей стране к воскресенью обычно делали чучело Зимы из соломы или старых тряпок. Наряжали чучело обычно в женскую одежду, проносили через все селение, иногда на руках, иногда на колесе, воткнутое сверху на шест. Выйдя на окраину, чучело либо топили в проруби, если по близости была река, либо сжигали или просто разрывали, и раскидывали по полю оставшуюся от него солому.
Прощеное воскресенье, предшествующее Великому посту, становилось временем всеобщего покаяния. В этот день просили прощения у родных, друзей, знакомых. Нередко родственники по местному обычаю дарили друг другу мыло - чтобы смыть грехи.